IMG 36951Болезнь - это наказание или испытание?

Как и обещал, я продолжаю публиковать в своем блоге беседы со священником. Медицина и вера тесно переплетаются, и нам всегда есть о чем поговорить с отцом Владимиром. Настоятель Прихода в честь Владимирской иконы Божьей Матери с. Супсех г.-к. Анапа протоиерей Владимир Собченко стал уже для "Санрайз-Клиник" духовным помощником.
Часто тяжело больные пациенты обращаются ко мне с вопросом, на который я вроде бы и не должен давать ответ, потому что не я все это "придумал", создал. А вопрос этот такой: "За что мне все это, за что мне это наказание?" К отцу Владимиру также обращаются с подобными вопросами. И у него на это есть свой ответ, который заставит многих задуматься о своих чувствах, мыслях и образе жизни.

 

Отвечая на вопрос, действительно ли болезнь дана человеку как некое наказание Божие, как христианин я бы ответил так: и да, и нет. Поясню несколько издалека.
Всем нам известно понятие «педагог». В переводе с греческого «педагог» - тот, кто ведет детей. Детей мы учим жизни постепенно. Например, когда маленький ребенок задает вопрос: «Мама, откуда я взялся?» Мама ему объясняет просто: «Папа семечко бросил, а я тебя в капусте нашла!» Что, мама обманула? Нет! Она на сказочном, понятном детям, образном языке отрыла своему чаду тайну рождения нового человека в мир. Проходит время, ребенок подрастает и становится способным воспринять нужную информацию по заданному вопросу уже на другом уровне со всеми подробностями. Здесь мы видим постепенность, некое возрастание. Нельзя же подняться на десятый этаж, минуя первый. И так во всех пластах нашего бытия – физическом, психологическом, умственном, нравственном, духовном. Другими словами, человек растет не только физически, но и духовно. И как в физическом мире существуют свои законы, так и в духовном мире есть своя система возрастания личности. И вот в этом смысле, многие из нас младенцы духовно. Нет, это не оскорбление, это простая констатация факта: нередко человек, живя весьма активно в материальном мире, достигая высот в иерархии ценностей физического мира, при этом совершенно не задумывается и не заботится о своей душе. Именно в этом смысле, многие из нас младенцы духовно. И поэтому для большинства, к сожалению, христианские истины, законы правильной духовной жизни, вопросы вечности и нашей участи в ней, проходят мимо сознания. И вот, будучи младенцем в духовном смысле этого слова, когда нас постигают те или иные скорби, в частности болезни, нам проще понять смысл их, если мы воспримем их на уровне: «Бог меня наказал за нераскаянные грехи прошлых лет! Ведь слышал я раньше, когда грешил: Побойся Бога!.. Вот теперь я и расплачиваюсь». В каком-то смысле это будет правильная оценка происходящего со мной. И это меня может подвигнуть к покаянию, и других я могу предупредить: «Не грешите, иначе Бог накажет!»
Итак, выше изложенная оценка постигающих нас скорбей (болезней и прочих трудностей жизни) – вполне приемлема с христианской точки зрения. Это подход педагогический. Каждому уровню нужно дать свое представление о той или иной вещи, чтобы человек понял! Поэтому в наставлениях многих святых отцов Церкви Христовой, в Евангелии, в Посланиях Апостольских мы видим непрерывную педагогику: Бог гневается, Бог милует, Бог наказывает, Бог прощает… Но все это те образы, с помощью которых говорится человеку, чтобы он берег себя от нераскаянных грехов, которые чреваты вечной гибелью.
Но есть в христианском мировоззрении и другой подход к рассматриваемой нами теме. Вот он: Бог никого не наказывает – сам человек, совершая зло, делает СЕБЕ зло, сам себя наказывая! Приведу пространное, но весьма глубокое по содержанию размышление одного из древнейших святых отцов Православной Церкви, преподобного Антония Великого (IV в.):
«Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако, как Он, будучи таков, о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом – по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога – по несходству с Ним. Живя добродетельно – мы бываем Божьими, а делаясь злыми – становимся отверженными от Него. А сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость. Так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».
Нужно внимательно вчитаться в приведенные слова св. Антония. Они потрясающи по своему смыслу, способны многое объяснить в нашей жизни. По сути, они являются объяснением того, о чем говорит Священное Писание: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак. 1:13-14).
Сделаем общий вывод.
Когда в христианском мировоззрении употребляется словосочетание «наказание Божие» (болезнь, скорбь, несчастье, и т.д.), оно не должно восприниматься буквально, т.е. как некое изменение неизменной любви Божией на гнев как кара к грешнику. Нет! Природа скорбей, по православному учению, совершенно иная. Первопричиной их всегда является сам человек, преступающий законы совести и Бога и тем ранящий свою душу и тело. Страсти в самих себе несут страдания! (Кстати, само славянское слово «страсть» и означает страдание). Бог и предупреждает человека об этом Своими Заповедями. И не только предупреждает, но и оказывает каждому согрешающему максимальную помощь, не нарушая его свободы.
Эта помощь заключается в том, что Бог, пока человек не умер духовно, так устраивает все его жизненные пути, что его совесть постоянно оказывается перед выбором между добром и злом, поскольку лишь духовное САМООПРЕДЕЛЕНИЕ человека решает проблему его греха. Бог не может спасти (исцелить от греха) человека без его воли, ибо спасение есть СВОБОДНОЛИЧНОСТНОЕ принятие Бога Спасителя. Поэтому все действия Божьи в принципе исключают какое-либо насилие над человеческой свободой. Человек сам, своими намерениями, мыслями, словами, делами определяет собственную судьбу не только в вечности, но и в земной жизни. Господь же Своей любовью постоянно делает все возможное человеку к его пользе, его вечному спасению.
Здесь просматривается аналогия с врачебной практикой. Как врач не награждает тяжело больного, посылая его в санаторий, и не наказывает выпрыгнувшего с третьего этажа, делая ему операцию, а поступает по любви к обоим; так и Господь не награждает за добродетели и не наказывает за грехи, но всех с равной любовью ставит в наилучшее положение, которое соответствует духовному состоянию каждого.
Таким образом, «наказание Божие» - это один из антропоморфизмов, употребляемых в целях психологической помощи тем, кого святой Иоанн Златоустый (V в.) относит к категории «более грубых»: «Когда ты слышишь слова “ярость и гнев” в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого – это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного. Говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых». Да, человек получает наказание, но от своих собственных страстей, восстающих против всех законов жизни – Божественных и человеческих. Однако и здесь Господь не оставляет нас. Страждущему грехами, страстями и пороками человеку Он всегда с той же совершенной любовью ниспосылает до последней возможности Свои промыслительные действия для его свободного обращения (покаяния) и спасения. Именно поэтому христианское сознание способно воспринять болезни (в том числе и онкологические) как действия, которыми Господь направляет человека к верному осмыслению земной жизни как подготовки к вечности, ради которой и сотворен человек. Болезни способны подвигнуть человека к покаянию, к молитве, к переосмыслению ценностей, чего, к большому сожалению, нередко не бывает, когда мы полностью физически здоровы.

 

Комментарии   

0 #2 Jona 05.12.2018 03:47
I am sure this post has touched all the internet viewers, its really really fastidious piece of writing on building up new blog.
I am sure this paragraph has touched all the internet users,
its really really nice piece of writing on building up new web
site. I will immediately seize your rss as I can't to find your email subscription hyperlink or newsletter service.
Do you have any? Please allow me understand in order that I may just subscribe.

Thanks. http://foxnews.org

my web page; Jona: http://foxnews.org
Цитировать
0 #1 siherti 12.12.2016 08:39
Надо крепко думать. Читать и думать. А здесь есть над чем думать даже мне, одеревеневшему атеисту.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить